Головна

Святыни Аскольдовой могилы (текст подано мовою оригіналу)

Память святого апостола Андрея Первозванного и память святителя Николая Мирликийского – близкие «соседи» в церковном календаре (соответственно 13 и 19 «декабря нового стиля»). Соседями являются и два киевских храма в честь этих святых на знаменитой «Аскольдовой могиле». В уходящем 2013-м году мы отметили 1025-летие Крещения Руси, и, конечно же, благодарно вспоминали о том, что путь к воцерковлению наших предков лежал через эпоху князя Аскольда.

Впрочем, не только это воспоминание связано с живописным парком в окрестностях Киево-Печерской Лавры; пересекая площадь Славы, нередко слышу вопрос от знакомых: «Мы слышали, тут стоял большой монастырь?» Действительно, две нынешние церкви «Аскольдовой могилы» можно уподобить «альфе» и «омеге» долгого пути, на котором история отвела место одной из некогда самых известных монашеских обителей Киева. Отвечая на только что процитированный, а также на многие другие вопросы об «Аскольдовке», предлагаю своеобразный «летописный» справочник. 

Местность

? Урочище «Аскольдова могила» представляет собой террасу на высоком склоне правого берега Днепра, расположенную в 60 м над уровнем реки и покрытую лесопарком.

 

Предыстория

882 • Согласно летописной «Повести временных лет» (нач. XII в.), из Великого Новгорода прибыл с войском на ладьях князь Олег (регент при малолетнем князе Игоре Рюриковиче) и предложил Киевским князьям Аскольду и Диру (боярам князя Рюрика, которых тот отпустил в Византию и которые перед походом на Константинополь воцарились в Киеве, ранее зависимом от хазар) встречу на берегу Днепра, и во время нее вероломно убил их. Объединив, таким образом, северные и южные земли Руси, Олег сделал Киев столицей («матерью городов Русских»). Аскольда похоронили на месте гибели, Дира – в районе будущей церкви св. Ирины (построенной в XI в.).

? Противоречивые сведения об Аскольде и Дире (в частности, Новгородская Первая летопись младшего извода – рукопись середины XV в. с включением гипотетического Начального киевского свода конца XI в. – говорит о приходе этих князей в Киев из Скандинавии независимо от Рюрика, а польский историк XV в. Ян Длугош называет Аскольда потомком князя Кия) породили мнение, что авторы «Повести» не вполне точно передали картину далеких для них событий.

? Под 866 г. «Повесть» описывает осаду Аскольдом и Диром византийской столицы Константинополя, во время которой, после сугубых молитв осажденных к Пресвятой Богородице (при этом край Ее Ризы омочили в море), поднялась буря, разметавшая флот русичей (в действительности этот поход имел место в 860 г.). Византийские источники прибавляют, что после неудачи русичи призвали к себе епископа, чье слово и чудо с Евангелием (положенным в огонь и не сгоревшим) убедили их креститься (об этом чуде и крещении упоминает также Никоновская летопись XVI в.).

? Отраженная в исторических письменах связь имени Аскольда с первой попыткой крещения русичей дала некоторым повод видеть в этом князе первого христианского правителя Руси. Историк Василий Татищев (†1750) полагал, что сам Аскольд имел крестильное имя Николай (ибо на могиле князя был построен храм свт. Николая Мирликийского) и что его начинания в деле воцерковления страны пришлись не по нраву некоторым киевлянам, составившим заговор и тайно призвавшим Олега.

? После смерти Олега, в правление Игоря, под 944 г. «Повесть» упоминает о существовании в Киеве православного храма св. прор. Илии и о присяге в нем христиан из числа русичей на верность очередному мирному договору с Византией. Это сообщение воспринимают как свидетельство о наличии потомков у местных христиан времен Аскольда и о веротерпимости Игоря (после языческой реакции Олега). После смерти Игоря его супруга Ольга приняла крещение во время поездки в Константинополь и завещала предать себя христианскому погребению.

 

Основание

? В сообщении 882 г. о гибели Аскольда «Повесть» отмечает, что на могиле князя был построен храм свт. Николая Мирликийского. Ипатьевский список «Повести» уточняет, что церковь воздвиг некто Олма, чей двор стоял рядом еще в начале XII в. Печатный «Киевский Синопсис» 1674 г. приписывает постройку храма св. Ольге (поэтому описание Киева Василия Новгородцева 1775-1786 гг. относит основание Пустынно-Николаевского монастыря при храме к 955 г. – дате крещения св. Ольги из «Повести»). Обе версии имеют своих сторонников и оппонентов. Иоакимовская летопись (упоминаемый Татищевым гипотетический источник XI в.) говорит о разорении церкви сыном св. Ольги князем Святославом, который прогневался на христиан из-за тягот новой войны с Византией («Повесть» упоминает об этой войне под 971 г. и отмечает, что, невзирая на уговоры матери, Святослав остался язычником).

? 1-е печатное издание (1635) «Киево-Печерского Патерика» (XI-XV вв.) гласит, что упомянутая в «Житии» прп. Феодосия Печерского (одного из основателей Киево-Печерской Лавры, †1074) княжеская Свято-Николаевская женская обитель, ставшая в середине XI в. местом пострига его матери, стояла на месте Пустынно-Николаевского монастыря (т.е. Аскольдовой могилы), в чьем винограднике видны фундаменты древнего храма. Одни из историков принимают данное сообщение без оговорок (описание Киева Максима Берлинского датирует учреждение обители 1036 г.), другие считают его гипотезой, требующей доказательств.

? В рукописном описании киевских монастырей 1785 г. сказано: «В 1113 г. князь Мстислав Владимирович Мономашич возобновил обитель (Пустынно-Николаевскую) построением церкви в винограде своем». Однако, в летописях («Повесть») под 1113 г. говорится о постройке Мстиславом церкви в Новгороде, где он тогда княжил. Тем не менее, ряд описаний Киева XIX в. заимствовал сведения рукописи 1785 г. и дополнил их утверждением, что Мстислав обратил женский монастырь в мужской.

? «Грамота князя Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.» подтверждает власть лаврского настоятеля над Пустынно-Николаевским монастырем. Однако, поскольку дошедший до нас текст грамоты содержит анахронизмы, признано, что он полностью или частично составлен в конце XVI в. для замены утраченного оригинала, вследствие чего упоминание о Пустынно-Николаевском монастыре нельзя считать достаточно надежным документальным свидетельством.

? Свидетельством древности Пустынно-Николаевской обители считают найденную в 1853 г. к югу от нее монашескую пещеру в виде 2-х перпендикулярно проходящих друг над другом коридоров, к нижнему из которых примыкала келья, к верхнему – пустая ниша-усыпальница. В пещере сохранились граффити: в келье – лик святого (подобный образу свт. Николая) и надпись: «Господи, помози рабу Своему Феодосеви и Феофилови. Аминь. Многа лета»; в усыпальнице – надписи: «Иванов гроб печерника», «Ивано грешный седе жил есть». Историки называли пещеру Ивановой или Никольской и относили ее создание к XI (Иван Каманин), XII (Измаил Срезневский), или XIII-XIV вв. (Тимур Бобровский). Строго говоря, пещера находилась ближе к храму Спаса на Берестове и Лавре, чем к Аскольдовой могиле, но лик свт. Николая склонял исследователей к мысли о связи подземелья с Пустынно-Николаевской обителью. Высказывалось мнение, что Иванова пещера была ответвлением Ближних лаврских пещер (в этой связи упоминаемых в граффити иноков иногда вписывают в число свв. Киево-Печерских как «Феодосия другого», «Феофила другого», «Иоанна другого» – в отличие от тезоименитых, известных из «Патерика»). Однако, Иванова пещера находилась от Ближних пещер вдвое дальше, чем последние – от Дальних лаврских пещер, следовательно – представляла собой отдельное подземное монашеское прибежище. Это обстоятельство, впрочем, не исключает создания Ивановой пещеры выходцами из Лавры. Найденная при реконструкции дороги-серпантина от площади перед Пустынно-Николаевским монастырем к набережной Днепра, пещера была обследована и засыпана.

? Некоторые историки считали старейшим упоминанием про обитель надпись на принадлежавшем ей Евангелии с указанием на 1411 г. Однако последующий анализ надписи выявил, что она относится ко второй половине XV в. Возможно, самым ранним известием о монастыре являются слова в конце «Второй Кассиановской редакции Киево-Печерского Патерика» о том, что она «написана бысть» в Лавре, но «дописана бысть в монастыре святаго и великаго святителя и чюдотворца Христова Николы Мир Ликийских в пустыньце» в 1462 г.

 

Расцвет

Кон. XV • С этого времени сохранились частые актовые свидетельства о пожертвовании монастырю угодий, по числу которых он вплоть до начала XVII в. занимал в Киеве второе место после Лавры.

2-я пол. XVII • Настоятелями монастыря были архимандриты Иннокентий (Гизель, 1652-1656) и Варлаам (Ясинский, 1680-1683), впоследствии ставшие выдающимися настоятелями Лавры (соответственно в 1656†1683 и 1683-1690; в 1690 г. о. Варлаам стал митрополитом Киевским, †1707).

1655 • В письменных источниках впервые упоминается столп («слуп») с иконой свт. Николая, стоявший на плато над монастырем, ближе к Старому Киеву, при дороге в Лавру, для указания на Пустынно-Николаевскую обитель.

1690-1696 • На участке плато над террасой, на средства гетмана Ивана Мазепы, создана новая монастырская усадьба с каменными постройками в стиле украинского барокко – Свято-Николаевским собором (российский мастер Иосиф Старцев, 1690-1696) и трапезной (1693) с храмом Покрова Пресвятой Богородицы (как и в Лавре, трапезная стояла южнее собора). В память об участии гетмана в этом строительстве, проходящий мимо обители участок улицы (в древности – дороги к Лавре) назван в 2007 г. в честь Ивана Мазепы (до 1917 г. улица называлась Никольской).

? Собор возводили в одну эпоху с подобными ему соборами Киево-Братского, Черниговского Свято-Троицко-Ильинского и Мгарского Преображенского монастырей (первые два утрачены, вторые – сохранились), сочетал планировку древнерусского 6-столпного храма с характерными чертами барокко (обильный декор на фасадах, фронтоны над карнизом, 2 купольных башни на углах западной стены).

? С собором связывают риторический разговор российских царей с иноками о гетмане Мазепе. По преданию, одержав победу над шведами под Полтавой и прибыв в Киев, Петр I зашел в Свято-Николаевский собор и услышал за богослужением поминовение о Мазепе как ктиторе храма, после чего спросил, не забывает ли братия поминать гетмана также во время чина анафематствования (за переход на сторону шведов), на что получил утвердительный ответ. Более века спустя, при осмотре собора, Николай I спросил, кем устроен иконостас, и узнав, что на средства Мазепы, молвил: «Здесь его проклинают, здесь же за него и молятся, дабы Бог простил его» (в 1860-х гг. имя Мазепы изъято из чина анафематствования, в 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви поручил Богословской комиссии изучить вопрос о канонических и исторических обстоятельствах отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов отправления с благословения церковной власти заупокойных богослужений по нему).

1713-1715 • На месте «слупа» (столба) с иконой свт. Николая построен столпообразный малый каменный храм свт. Николая в стиле украинского барокко. Новую церковь стали называть «Николой Слупским», «Николой Столбовым», или «Малым Николой», в отличие от собора – «Большого Николая».

Сер. XVIII • В 1750 г. против главного входа в собор построена каменная 3-ярусная 8-гранная колокольня в стиле украинского барокко со святыми вратами в первом ярусе и храмом Благовещения во втором. Колокольня входила в линию каменной ограды, построенной тогда же с 3-х сторон верхней усадьбы: с запада, севера и юга (с востока ограда была деревянной). В 1762 г. северо-восточнее собора построен 2-этажный дом настоятеля (1-й этаж был каменным, 2-й – деревянным) с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кроме собора, трапезной, колокольни с оградой и дома настоятеля, в обители находились деревянные дома келий, два из которых были вытянуты по сторонам прохода от колокольни к собору (подобное расположение двух корпусов между святыми вратами и главным храмом было и в Лавре).

Нач. XIX • В 1808-1810 гг. стоявший на террасе старый деревянный храм свт. Николая заменен каменным, по проекту архитектора Андрея Меленского, в стиле ампир, в виде ротонды с внешней открытой колоннадой. Окружающее храм кладбище – до 1786 г. монастырское, затем открытое и для мирских погребений, – стало в XIX в. одним из самых престижных в Киеве. В 1831 г. в связи с реогранизацией монастыря (см. ниже), к храму «Малого Николая» сделаны боковые пристройки.

? Панорама расположенных друг возле друга Лавры и Пустынно-Николаевского монастыря, с их «двухступенчатой» планировкой (в Лавре тоже были нижняя и верхняя территории), каменными колокольнями и соборами, радовала взор паломников, была изображена на полотнах многих живописцев. Как старший и меньший братья-близнецы, обе обители создавали архитектурное ядро Печерска.

 

Монастырь и военный собор

1831 • С началом расширения Печерской крепости (в окрестностях Лавры), «Большой Николай» был обращен в Военный собор (главный воинский храм Киева), окружающие его кельи – в казармы военных рабочих и арестантов. За обителью были оставлены усадьба «Малого Николая», Аскольдова могила, торговые лавки при колокольне собора. На трапезной сняли кресты, разобрали купола и фронтон.

? Военный собор занимал видное место в структуре крепости. Старейшей ее частью была Цитадель – земляная крепость XVIII в. вокруг Лавры и прилегающих к ней с севера, юга и запада небольших территорий, занятых военными учреждениями, включая Арсенал постройки 1783-1803 гг. В 1810-1812 гг. в 1 км южнее Цитадели было построено отделенное от нее оврагом земляное Зверинецкое укрепление (принятый в 1810 г. план обороны в случае нападения армии Наполеона предполагал «отстаивать Зверинецкое укрепление и приведенный в оборонительное положение Никольский монастырь до последней крайности», а в качестве последней меры – взорвать обитель, для чего в 1812 г. планировалось устроить в стенах ее зданий пороховые камеры). В 1831-1852 гг. большая территория к западу и северу от Цитадели была опоясана новыми укреплениями – валами, оборонительными казармами и казематными домами. Главный вход в обновленную крепость – «Казарму на перешейке» (1846-1850) – построили севернее «Малого Николая», чуть западнее этой казармы возвели здание арсенальных мастерских (1850-1852). Ворота в «Казарме на перешейке» именовались Никольскими (в 1934-1936 гг. их проезды заложены). По близости арсенальных мастерских, лежащая возле ворот площадь обрела название Арсенальной (в 1960-х гг. здание мастерских надстроено).

? В 1848-1853 гг. напротив Николаевского монастыря, по проекту английского инженера Чарльза де Виньоля был построен 1-й капитальный мост через Днепр (при длине 776 м он пересекал основную часть реки, продолжением его служили 4 деревянных моста к Никольской Слободке на левом берегу), который назывался Цепным, или Николаевским (в 1912 г. по нему пошел трамвай). В ходе постройки моста, к въезду на него с набережной дороги проложили путь от площади перед Пустынно-Николаевским монастырем. Этот путь проходил на месте старого спуска, именовавшегося Панкратьевским (от имени киевского губернатора 1802-1810 гг. Петра Панкратьева), затем Спасским (от церкви Спаса-на-Берестове, расположенной к западу от центральной части спуска), с 1850-х гг. – Николаевским (ныне – Днепровский). При прокладке пути, в 1853 г. найдена «Иванова пещера» (см. выше). В 1920 г. мост был взорван польскими интервентами, в 1925 г. на его опорах выстроен новый мост, взорванный в 1941 г. В 1965 г. в нескольких метрах выше по течению Днепра открыт Мост метро (700 м), по которому проходят старейшая линия киевского метрополитена и автодорога (продолжением моста над левым рукавом Днепра служит открытый тогда же Русановский мост длиной 350 м).

? 14 апреля 1840 г. в Военном соборе был крещен младенец Владимир Шепелев, будущий прп. Алексий Голосеевский (†1917), сын офицера Арсенала, ученик Киевского митрополита свт. Филарета (Амфитеатрова, †1857) и прп. Парфения (†1855), собеседник Киевских прпп. Феофила (†1853) и Паисия (†1893), подвижник Лавры, Преображенской и Голосеевской пустыней, старец и духовник, молитвенник и прозорливец.

? В 1851-1856 гг. в обители подвизался прп. Иона (Мирошниченко, †1902) – ученик прп. Серафима Саровского, основатель Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве. В Пустынно-Николаевском монастыре прп. Иона впервые обнаружил данный ему от Бога дар прозорливости (предрек кончину иеродиакона Флавиана). Здесь же, в годы Крымской войны (1853-1856) он имел видение, в котором, согласно его записям, Пресвятая Богородица со свв. вмцц. Варварой и Александрой явились ему и во мгновение времени оказались с ним в воинском госпитале, где научили его опекать раненых – прообразуя грядущее духовническое служение о. Ионы.

? 31 августа 1914 г. в соборе было совершено отпевание знаменитого летчика Петра Нестерова (в 1913 г. в полете над Киевом впервые в мировой авиации выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости – «петлю Нестерова», погиб при выполнении 1-го в истории воздушного тарана), погребенного в тот же день на Аскольдовой могиле (впоследствии прах летчика перенесен на Лукьяновское кладбище).

 

Разрушение

? В 1918 г. монастырь сильно пострадал при обстреле Киева армией Михаила Муравьева (собор получил ряд сквозных пробоин и около 30 выбоин, были снесены купол и верхняя часть колокольни). В 1919 г. собор перешел в ведение одной из общин УАПЦ, в 1931 г. был закрыт. В 1934 г. закрыли также храм-ротонду. В середине 1930-х гг. здания обители – кроме храма-ротонды (переделан в парковый павильон путем замены купола на колоннаду) и трапезной – разобрали, некрополь Аскольдовой могилы – уничтожили (ряд захоронений, в т.ч. прах Нестерова, перенесли на Лукьяновское кладбище, в 1941-1943 гг. близ ротонды были погребены нацистские солдаты – в 1944 г. их надгробия ликвидировали, в 1943 г. здесь похоронили павших за освобождение Киева советских воинов – в 1957 г. их могилы перенесли в парк Вечной Славы, созданный севернее Лавры и храма Спаса-на-Берестове). В 1960-х гг. в связи с постройкой Дворца пионеров и школьников (ныне Дворец детей и юношества) им. Николая Островского разобрали трапезную (один из проектов предполагал ее включение в состав Дворца, но был отклонен). В начале 1980-х гг. на месте колокольни и святых ворот возведена оригинальная по архитектуре круглая гостинница «Салют» (на месте собора заканчивается одно из крыльев Дворца детей и юношества, на месте «Малого Николая» стоят жилые дома).

 

Современность

? В 1957 г. урочище «Аскольдова могила» объявлено частью паркового комплекса (о чем сказано на бронзовых табличках, установленных тогда же при входе в парк – юго-западнее храма-ротонды). В 1970 г. храм-ротонда (как парковый павильон), объявлен памятником истории, в 1979 г. – передан Музею истории города Киева, в 1980-х гг. здесь экспонировалась выставка об истории местности «Аскольова могила». Совместно с институтом «Укрпроэктреставрация» Музей подготовил проэкт воссоздания изначального вида храма с находившимися при нем домом причта и колокольней (соответственно с 1861 и 1899, снесены в 1930-х), а также обозначения оставшихся здесь захоронений, но отсутствие средств помешало воплощению проэкта.

? В начале 1990-х гг. храм-ротонда перешел к греко-католической церковной общине, в 1997-1998 гг. на здании был восстановлен купол, в 2001 г. храм стал одним из пунктов визита Римского папы Иоанна Павла II в Украину (в память об этом на стене здания укреплен барельеф).

? В 1995 г. близ храма-ротонды установлены крест и мемориальная доска в память киевских студентов и гимназистов, погибших в январе 1918 г. в бою с армией Муравьева у железнодорожной станции «Круты» (Черниговщина) и погребенных возле Аскольдовой могилы; в 1997 г. – памятный знак в честь прохождения здесь в IX в. из Азии в Европу племен венгров («Повесть временных лет» датирует это событие 898 г. и связывает его с местностью Аскольдовой могилы, которая в память о венграх именовалась «Угорское»). В 1998 г. в уцелевшем близ храма склепе Демидовского (генерал-майора Кубанского войска) греко-католическая община благоустроила часовню.

? В 2000 г. юго-западнее храма-ротонды, на противоположной ему стороне Днепровского спуска, был воздвигнут православный храм-часовня св. ап. Андрея Первозванного (архитектор Николай Жариков). Побуждением к строительству стал тот факт, что Аскольдова могила – одно из памятных мест в истории воцерковления Руси, но здешний храм-ротонда не принадлежит православным, а знаменитый киевский Свято-Андреевский храм на Андреевском спуске (XVIII в.) – находится в ведении УАПЦ. В том же году северо-западнее храма-часовни, на противоположной стороне аллеи Героев Крут (так в 2000 названа верхня часть Днепровского спуска – дорога-серпантин от пл. Славы на плато до храма-ротонды), установлен памятник св. ап. Андрею (архитектор Николай Жариков, скульптор Валерий Швецов). В 2001 г. стык Парковой дороги (подходит к Аскольдовой могиле со стороны ул. Крещатика) с Днепровским спуском и аллеей Героев Крут назван Площадью св. ап. Андрея Первозванного. 12 декабря 2002 г. Свято-Андреевский храм-часовня был освящен.

 

Об авторе

Владислав Дятлов – историк, ведущий научный сотрудник сотрудник Музея истории Десятинной церкви, заведующий отделом «Киев подземный» музея истории Киева, автор ряда книг, посвященных истории киевских храмов и монастырей.

http://www.religion.in.ua/

катехизм

Молитва св. Папи Івана Павла ІІ за Україну в церкві св. Миколая на Аскольдовій Могилі

«О Всеблагая Діво Маріє, Зарваницька Богородице, дякую Тобі за ласку перебування на київській землі, з якої світло Євангелія поширилося по всій Україні. Тобі, Мати Божа і Мати Церкви, перед Твоєю чудотворною іконою віддаю у руки мою апостольську подорож в Україну.

Пресвята Мати Божа, покрий Твоїм Материнським Покровом усіх християн, чоловіків та жінок доброї волі, які живуть у цій великій країні. Провадь їх до Свого Сина Ісуса, Який для всіх є Дорогою, Правдою і Життям. Амінь».

редакційна колегія


  • ПОЖЕРТВА

реквізити парафії для пожертв:

РГ УГКЦ Парафії Св Миколая на Аскольдовій Могилі,

код: 20051904 Ощадбанк АТ,

iban:  UA543226690000026003300218570





http://askoldova-mohyla.org/uk/

 

Офіційний сайт жіночого вокального ансамблю "Аніма" УГКЦ св. Миколая Чудотворця на Аскольдовій Могилі

 http://anima.askoldova-mohyla.org/